На самом деле - это одна из важнейших категорий человеческого бытия. Известный отечественный патофизиолог академик И.В. Давыдовский писал, что установить чёткую грань между здоровьем и болезнью невозможно. Поэтому при медицинских заключениях самым расхожим определением является "практически здоров".
Здоровье и болезнь человека представляют собой производные окружающей среды. Здоровье нельзя рассматривать как нечто независимое, автономное. Оно является результатом социальных и природных факторов, следствием преломления окружающей среды в биологическом субстрате организма, сознательной ориентации на ведение здорового образа жизни.
Установка на здоровый образ жизни и здоровье не появляется сама по себе, она формируется в процессе семейного и педагогического воздействия. Как утверждает И.И. Брехман, сущность педагогического компонента в валеологическом обеспечении жизнедеятельности состоит в обучении здоровью с раннего возраста [с.23].
Таким образом, здоровьесберегающее образование можно рассматривать как процесс воспитания и обучения, результатом которого является достижение обучающимся уровня образованности без ущерба своему здоровью.
Наиболее перспективной является направленность на сохранение здоровья молодежи путем организации здоровьесберегающего образования (Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков, Т.Ф. Орехова и др.).
Представителями данного направления сформулирована актуальность целенаправленного осуществления всеми участниками образования специальных мер, способствующих неухудшению своего здоровья. Введенный представителями данного направления термин "здоровьесбережение" понимается как "единство мер, предпринимаемых участниками образования и направленных на улучшение (не ухудшение) здоровья у них самих и (или) у партнеров, а также на рост качества образованности и профессиональной квалификации".
Для характеристики здоровьесберегающих образовательных технологий категория "здоровье" должна иметь более чёткое определение. Рассмотрим некоторые из них:
По мнению Е. Гольдсмит: "Здоровье - такое состояние, которое даёт возможность сохранять здоровье, т.е. длительно сохраняющаяся способность к восстановлению после химических, физических, инфекционных, психологических и социальных воздействий" [31, с.57].
И.И. Брехман трактует здоровье как способность сохранять, соответственно возрасту, устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока - сенсорной, вербальной и структурной информации" [7, с.45].
Г.К. Зайцев предлагает три уровня ценностного смысла "здоровья" и "болезни":
1) биологический - изначальное здоровье - это:
совершенство саморегуляции организма;
гармония физиологических процессов;
максимум адаптации, как следствие.
2) социальный - это:
мера социальной активности;
деятельное отношение к миру.
3) личностный, психологический - здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее отрицание её в смысле преодоления, т.к здоровье - не только состояние организма, но и "стратегия жизни человека" [15].
И, наконец, определение всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): "Здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой" [34, с.15].
Таким образом, существует множество определений здоровья, наиболее полным, по моему мнению, можно считать следующее - это такое состояние организма и психики, которое позволяет человеку успешно функционировать, чувствовать себя комфортно и не зависеть от других.
Прочее о социологии:
Информационный потенциал в сфере социального управления
В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория; никто специально о н ...
Интервью
Ещё один тип метода опроса – интервью.
При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задаёт вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с кажды ...
Объем продукции
Аналогично проведенным выше расчетам (пункт 2.5) произведем расчеты необходимых величин по результативному признаку. Результаты группировки оформим в виде таблицы 3. По формулам (1.1) и (1.2) определяем: ; ;
Таблица 3 Группировка приборо ...