Конец 1960-х и начало 1970-х годов знаменуется широкой палитрой целевых работ по охране здоровья детей. Особое внимание следует уделить пособиям, ориентирующим учителя на понимание природы заболеваний ребёнка, обучающегося в школе, на предупреждение фобий и дидактонервозов.
В шестидесятые - восьмидесятые годы двадцатого века медицина была озабочена увеличением детских заболеваний, вызванных несоответствием учебно-воспитательной работы гигиеническим требованиям. 1970-1980-е годы характеризуются быстрым ростом числа исследований по вопросам гигиенического воспитания, охране здоровья обучающихся детей, самое серьёзное внимание уделялось соблюдению гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса, причём некоторые исследования были направлены на решение конкретных проблем, например, профилактики физиологических отклонений.
Попытки привлечь работников образования к проблемам ЗОЖ не увенчались успехами, прежде всего потому, что исследования не давали моделей гигиенически здорового учреждения школьного типа, не предусматривались механизмы внедрения, не обосновывалась система мер (на уровне интеграции медицины, педагогики и психологии) всех педагогов в обучающихся системах, и поэтому до сих пор параметры гигиенического портрета учебного учреждения относятся к прерогативе СЭС, врача, в лучшем случае - учителя физической культуры и директора школы. Остальные педагоги ответственности за здоровье детей как бы и не несут [15, с.73].
Лишь в начале 70-х годов двадцатого века появляются научные работы, предназначенные для гигиенического воспитания молодёжи. Ведущие учёные нашего государства не оставляли без внимания и сохранения генофонда нации. Именно поэтому самое серьёзное внимание уделяется воспитанию здорового ребёнка. Разрушительное влияние семьи на здоровье ребёнка нашли отражение в исследованиях М.Я. Студенина (1976), Л.М. Семёновой (1979), Д.Д. Шариповой (1981) и др. [42, с.93].
В 70-80-е годы ХХ века знаниево-ориентированная парадигма образования в условиях усиления информационного потока столкнулась на фоне общей тенденции акселерации детей с резким увеличением заболеваний учащихся. Это привело к быстрому росту числа исследований по вопросам гигиенического воспитания (Н.А. Берштейн, 1966, Г.А. Якимова, 1983), охране здоровья обучающихся (Е.Н. Кудрявцев, П.Д. Тищенко, 1989), самое серьезное внимание уделяется соблюдению гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса, сохранению психического здоровья, методам коррекции психофизических отклонений, резервам повышения резистентности организма и устойчивости психики и нервной системы детей.
Прежде чем обозначить современные подходы к пониманию феномена здоровья и формированию модели поведения молодежи, ориентированной на сохранение здоровья, необходимо дать исчерпывающее определение данного термина.
Слово “здоровье" является одним из самых частых, которое использует человек. Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: “здравствуйте”, “будьте здоровы" и другие. Но что же такое “здоровье”? Самый простой ответ гласит, что здоровье - это отсутствие болезней. На продолжительность жизни влияет множество разнообразных факторов. Некоторые из них - окружающая среда, генетическая предрасположенность - трудно поддаются контролю, но всё равно можно сделать многое, чтобы прожить долгую и здоровую жизнь. Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12% - от уровня здравоохранения и 50-70% - от образа жизни [3, с.28].
Понятие "Здоровье человека", на первый взгляд, представляется простым и ясным. Здоровый человек вообще не задумывается над смыслом этого состояния. Не случайно Ф. Энгельс в своё время сделал очень простое определение здоровья: "Здоровье - это то, о чём мы вспоминаем, когда его нет".
Прочее о социологии:
Внутренние и внешние предпосылки развития культуры:
Существуют различные модели социокультурных динамических процессов: циклические (круговая и волновая), эволюционная, синергетическая и др. С позиции этих концепций можно выделить внутренние и внешние предпосылки развития культуры.
Циклич ...
Методы и этапы проектирования
Проектирование – ответственный этап, требующий знания законов общественного развития. Оно не должно опираться (ориентироваться) на субъективные желания и устремления людей, какими бы благими намерениями они ни сопровождались. Избавиться о ...
Социология Вильфредо Парето
Вильфредо Парето (1848 - 1923), известный итальянский социолог, родился в Париже в знатной семье. С детства, свободно разговаривал на обоих языках, но при этом все же ощущал себя гораздо больше итальянцем, чем французом. Парето получает к ...