С целью совершенствования социально-психологической поддержки участников образовательного процесса в городе развивается система комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения детей всех возрастов и категорий, а также оказывается психологическая поддержка и всесторонняя помощь родителям этих детей. На первое место выдвигаются задачи разработки модели и технологии психолого-медико-социального сопровождения детей, родители которых недобросовестно относятся к обязанностям по их воспитанию и содержанию. Очевидно, что основным объектом поставленной задачи является неблагополучная семья, поэтому цель профилактики сводится к тому, чтобы устранить причину неблагополучия, следствием которого может быть уход ребенка из семьи. Таких причин неблагополучия существует более десятка. Специалистами, которые эффективно осуществляют эту деятельность и работают с детьми, являются 9 педагогов-психологов и 11 социальных педагогов системы управления образованием города. Они помогают детям в разрешении сложных жизненных ситуаций, развивают в них стремление и способность преодолевать проблемы, отстаивают их права и законные интересы. Педагогические коллективы и специалисты по охране прав детства, подчас, берут на себя функции реабилитационного центра, создание которого стало остро необходимым в Тынде.
В ведении управления образования находятся две группы социальной поддержки на 50 мест при детском саде «Теремок». В них находят временный приют дети от 3 до 14 лет. За год через группы проходят около 100 несовершеннолетних, переживающих кризисные состояния семьи или потерю родителей. Группы не имеют юридического статуса, этот вопрос стоит на постоянном контроле прокуратуры.
Содержание одного ребенка в группе социальной поддержки составило:
в 2003 году – 4 258 рублей
в 2004 году – 6 044 рублей
в 2005 году - 6290 рублей
Фактические расходы городского бюджета на группы социальной поддержки по основным статьям экономической классификации таковы:
2003г. – 1 млн. 737 тыс. 470 рублей
2004г. – 2 млн. 30 тыс. 920 рублей
2005г. – 2 млн. 490 тыс. 500 рублей
Но пока в городе не создано иное учреждение социальной реабилитации несовершеннолетних, силами управления образования за счет средств местного бюджета обеспечивается право детей на выживание (право на кров, заботу, защиту от физического и психологического насилия). Выявление, учет и устройство детей,
для которых реальностью стал факт оставления без родителей - системная кропотливая работа специалистов по охране прав детства городского управления образования. Проблема социального сиротства является актуальной для нашего города. Только благодаря профилактическим мероприятиям с 2003 по 2006 годы количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей балансирует на практически одном уровне. Из примерно 10 тыс. детского населения – 155 – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Ежегодно регистрируется до 45 случаев, когда в результате смерти родителей, либо добровольного оставления в лечебном учреждении, либо лишения родительских прав, дети остаются без тех, кто подарил им жизнь. Так в 2005 году статус «оставшихся без попечения родителей» был установлен в результате:
смерти родителей - 9 детей (21 % случаев),
отказа в родильном доме - 3 детей (7 % случаев);
лишения родительских прав - 15 детей (35 % случаев);
добровольной передачи на воспитание
родственникам по причине невозможности
содержать и воспитывать ребенка - 16 детей (37 %).
Таким образом, 21 % выявленных детей стали сиротами по естественной причине, а в 79 % случаев дети оказывались вытесненными из семейного окружения и становились сиротами при живых родителях, т.е. по социальным причинам (отсутствие работы, жилья, алкоголизм, аморальный образ жизни родителей).
По инициативе управления образования за период 2003-2006 годы:
- лишено родительских прав 68 родителей в отношении 85 детей,
- ограничены в родительских правах 2 родителей в отношении 2 детей,
- в судебном порядке признано безвестно отсутствующими 5 родителей в отношении 6 детей,
- успешно завершился розыск 7 отцов, отдельно проживающих от детей, фактически оставшихся без попечения взрослых – дети переданы родителям.
О заниженной степени родительской ответственности наглядно говорит статистика лишенных родительских прав Тындинским районным судом в табл.2.7.
Таблица 2.7 - Статистика о лишении родительских прав по г. Тында
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
14 чел. |
22 чел. |
7 чел. |
11 чел. |
26 чел. |
36 чел. |
31 чел. |
23 чел. |
Прочее о социологии:
Социальные последствия безработицы
При оценке последствий безработицы надо иметь в виду, что труд для подавляющего большинства людей рассматривается не только источником дохода, но делом чести, гражданской доблести. Следовательно, лишение его возможности трудиться – это ещ ...
Мероприятия по организации работы с несовершеннолетними
Первым предложением по совершенствованию работы с несовершеннолетними будет являться создание при Подразделении по делам несовершеннолетних семейных (воспитательных) группы. При наличии семьи, желающей взять ребенка на воспитание, необход ...
Выводы
В результате теоретической и практической работы по данной теме получились следующие результаты:
1) Содержание социальной работы с многодетными семьями зависит от проблем многодетных семей и возможностей Центра. Таким образом, была подтв ...