В целом вся совокупность проблем отношения религии к другим социальным институтам, включая и такое важное отношение, как «религия и семья», связана воедино в главном вопросе — роль религии в социокультурных переменах. Это вопрос о том, ограничивается ли роль религии тем, что она с каким-то отставанием во времени фиксирует в сознании общества происходящие с ним перемены, или же религия является движущей силой, «мотором» этих перемен. Решение этой проблемы в практическом плане в настоящее время чрезвычайно велико в связи с острейшими противоречиями и трудностями, возникающими в процессе модернизации стран «третьего мира»
Образование и религия
Начиная с последнего десятилетия ХХ века, в России значительно возросли масштабы религиозного образования. Сегодня в стране существуют сотни религиозных учебных заведений – от начального звена до учреждений профессионального образования. Параллельно идет активный процесс проникновения религиозного содержания в светское образовательное знание, а деятельности религиозных организаций – в организационные вопросы образовательного процесса. Сохранение нравственности в обществе, гражданское и патриотическое воспитание – это одно из ключевых направлений сотрудничества религиозных организаций и государства, основанием чего служит то обстоятельство, что религиозные традиции во все времена были важным носителем и генератором общечеловеческих ценностей .
Расширение сферы влияния религиозного образования порождает и ряд серьезных социальных проблем. Наиболее важная из них – поиск форм оптимального взаимодействия светского и религиозного образования и воспитания, определение «допустимых границ» влияния религиозного содержания на образовательный процесс, осуществляемый в светских учебных заведениях.
Развитие интеграции в сфере образования рассматривается рядом специалистов как условие оптимизации образовательной системы, приобретающей новое качество и новые потенциальные возможности. И.В. Метлик характеризует процесс интеграции конфессионально-ориентированного образования в систему светской школы следующим образом: «Включение знаний о религии в учебно-воспитательную деятельность современной российской светской школы представляет собой объективный социально-педагогический процесс восполнения целостности содержания образования в российских государственных и муниципальных учреждениях в отношении знаний о религии как типе мировоззрения личности и сфере национальной и мировой культуры».
Определяющим аспектом проблемы такой интеграции является переопределение места и функций религиоведческого знания в государственной системе образования.
В настоящее время в российской государственной системе образования не существует единой модели освоения знаний о религии. Представляется, что оптимальная для нашего общества форма освоения знаний о религии должна дистанцироваться от формирования как негативного, так и сверхценного отношения к собственно религиозным ценностям, поведенческим установкам и моделям интерпретации действительности. Содержание обучения призвано ориентировать внимание учащихся на конкретно-исторические традиции существования религии и их влияния на культуру и образ жизни национального сообщества.
Прочее о социологии:
Отношение к гомосексуальности.
Социальные установки по отношению к гомосексуальности варьируют в различных культурах и в различные периоды истории. В западной культуре гомосексуальное поведение первоначально расценивались как грех, а впоследствии – как преступление. За ...
Технология социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения
Общество всегда прилагало усилия в борьбе с нежелательными формами поведения с целью сохранения стабильности и порядка. Совокупность средств и механизмов воздействия общества на нежелательные формы отклоняющегося поведения с целью их устр ...
Проблемы научной идентификации соц. р-ты
Профессия соц. р-та родилась раньше, чем научная дисциплина. Проблемы научной идентификации соц. р-ты обусловливаются тем, что она носит междисциплинарный хар-р. Таким образом, интеграция наук приводит к необходимости выбора комплексного ...