Вывод:
Ст.1 ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" дает следующее определение: "Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц".
Исследования, проводимые в стране, позволяют выделить ряд причин, способствующих росту безнадзорности, среди которых:
рост числа асоциальных семей;
безработные родители;
беженцы и вынужденные переселенцы;
нестабильные браки (разводы);
низкий уровень благосостояния семьи;
негативный опыт отношений с родителями;
неготовность школы оказывать социально-педагогическую поддержку и сопровождение учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
наличие у части учащихся негативного учебного опыта.
Но, какими бы причинами ни было обусловлено попадание ребенка в категорию безнадзорных, суть заключается в том, что он попадает в трудную жизненную ситуацию, объективно нарушающую его жизнедеятельность (сиротство; болезнь; малообеспеченность; отсутствие определенного места жительства; конфликты в семье и школе; жестокое обращение в семье; одиночество и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно или с помощью семьи.
Эффективное решение данной проблемы возможно только в рамках формирующейся государственной социальной политики.
В настоящее время в этой проблеме ведущую роль играет Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", принятый в июне 1999 года (№ 120-ФЗ). Данный закон определил основные направления деятельности, установил ответственность федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации в организации профилактической работы.
Важное значение в становлении и развитии новой системы профилактической работы имеет начатая с 1997 года федеральная целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", направленная на развитие нормативно-правовой базы системы профилактики детской безнадзорности, обеспечение ее научно-методическими разработками, укрепление материально-технической базы учреждений, оснащение их бытовым, реабилитационным оборудованием, автотранспортом.
Практически во всех субъектах Российской Федерации реализуются региональные и муниципальные программы профилактики детской безнадзорности.
Актуальность проблемы безнадзорности несовершеннолетних ставит перед обществом в качестве одной из основных задач необходимость концентрации усилий, направленных не только на борьбу с данным явлением, но и, главным образом, на его предупреждение, т.е. устранение коренных причин и условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на несовершеннолетних. При этом, как показывает опыт, социальная значимость профилактических мероприятий становится эффективнее, если они научно обоснованны, исходят из всестороннего учета взаимодействия объективных и субъективных факторов, детермирующих поведение личности в уже сложившейся или возможной, прогнозируемой жизненной ситуации.
Хотя однозначных решений этой сложной проблемы нет, да и не может быть. Однако в настоящее время, как в науке, так и в практической деятельности государственных органов социальной защиты населения, других учреждений и ведомств по профилактике безнадзорности несовершеннолетних сформировались определенные исходные взгляды на проблему в целом и основные подходы к выбору конкретных направлений работы.
Прочее о социологии:
Религия как социальный институт
Чтобы раскрыть содержание вопроса «Религия как социальный институт», необходимо, прежде всего, отметить, что религия является одним из самых древних социальных институтов. Социолог относится к религии как к социальному явлению, старается ...
Поведение.
«Любовная карта» – термин, недавно предложенный сексологом Дж. Мани. Любовная карта индивида включает идеальный тип партнера, идеальные отношения, виды возбуждающих сексуальных или эротических действий. Любовная карта гомосексуала говорит ...
Общественные отношения
Общественные отношения — это отношения, который возникают между людьми в процессе их жизнедеятельности. По сути, это вся совокупная деятельность людей, формы взаимодействия между ними. В более конкретном смысле можно сказать, что обществе ...