Исследователь М. С. Семененко в своей статье «Корпоративное гражданство: Западные модели и перспективы для России» утверждает, что «благотворительность и корпоративная социальная ответственность часто трактуются в нашей стране как синонимы». Кроме того, он подчёркивает, что по данным действующего в России Британского объединения благотворительных организаций «российский бизнес тратит на благотворительность до 17% чистой прибыли. Это выше, чем на Западе». Следовательно, в России социальная ответственность понимается представителями бизнеса преимущественно как активные действия, внешне выражаемые в форме перечисления части прибыли в социально – незащищённые страты населения и учреждения, морально требующие финансовых вливаний (детские дома, приюты, интернаты, дома престарелых, детские онкологические центры, хосписы, учреждения социального обслуживания населения), что, безусловно, приносит свои положительные результаты, снимая с федеральной и муниципальной власти часть обязательств по дополнительному материальному обеспечению вышеназванных объектов. Марина Каргалова отмечает, что «теперь без помощи бизнеса социальная сфера уже не может функционировать».
Таким образом, участие бизнеса является непременным условием в существовании и развитии социальной инфраструктуры территории. Кроме того, автор статьи особо подчёркивает следующее: «социальная ответственность бизнеса превратилась в инструмент, позволяющий повышать его деловую репутацию, налаживать сбалансированные отношения со всеми секторами в обществе». Соответственно, проявление социальной ответственности выгодно как самому обществу, так и бизнесу. По данным первого отечественного исследования об общественных ожиданиях от бизнеса, проведённого Ассоциацией менеджеров, «32% активных граждан никогда не стали бы покупать продукцию социально безответственных компаний». Автор статьи Светлана Ивченко два основных принципа, реализация которых повысит эффективность социальной политики бизнеса:
¾ «социальные инвестиции бизнеса не должны замещать собой государственные программы и компенсировать низкое качество государственного и муниципального управления ;
¾ необходимо прямое партнёрство бизнеса и гражданских организаций».
Следовательно, для эффективного взаимодействия бизнеса и общественности необходимо налаживание прямого сотрудничества потребителей материальных и финансовых вливаний и их поставщиками для согласования основных аспектов и круга актуальных проблем, требующих принятия адекватных по времени и способу мер.
Обратимся к проблеме взаимодействия власти и бизнеса. С. В. Ивченко, М. И. Либоракина и Т. С. Сиваева в монографии «Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний» выделяют следующие четыре модели взаимодействия бизнеса и местного самоуправления в социальной сфере:
¾ добровольно-принудительная благотворительность. Диктат власти, препятствующий росту эффективности корпоративных программ и повышению качества муниципального управления. Бизнес вынужден следовать директивам власти, упуская существенный элемент управления – экспертизу целесообразности финансируемой деятельности, оценку ожидаемых результатов, поиск решений, наиболее полезных для своих сотрудников, членов их семей и местных сообществ в целом;
¾ торг. Взаимодействие строится исходя из принципа: «Выгодно одному – невыгодно другому». Социальная ответственность в этом контексте понимается как инструмент политических манипуляций, давления сторон друг на друга;
¾ город – комбинат. Вклады бизнеса определяются исходя из необходимости обеспечивать ресурсы для производства и сбыта продукции;
¾ социальное партнёрство. Стороны осознают, что ни государство, ни бизнес, ни местное самоуправление, ни общественность в одиночку не могут обеспечить благосостояние территорий, политическую и экономическую стабильность. Взаимодействие строится по принципу: «Выгодно каждому – выгодно всем».
Как мы видим, такой тип взаимодействия как социальное партнёрство признаётся наиболее выгодным для всех участников процесса – общественности, местного самоуправления, государства и бизнеса. Авторы монографии отмечают, что эффективность взаимодействия в рамках социального партнёрства возможна при условии взятия представителями власти на себя «функции координатора социальных вложений местного бизнеса и становления гарантом их эффективного и целевого использования», но и предприниматели в свою очередь «ждут от государства и местного самоуправления комплексных мер по формированию единой, прозрачной политики поддержки благотворительности и социальных инвестиций бизнеса».
Отсюда мы можем вывести следующую форму взаимодействия местного самоуправления и бизнеса: организация периодических собраний в администрации местного самоуправления активных представителей бизнеса, действующих на данной территории, и руководства муниципального образования с целью координации совместных усилий по организации решения актуальных социальных проблем местного населения путём согласования конкретных действий, предпринимаемых как со стороны бизнеса, так и руководства, с возможным заключением договоров подряда на создание либо поддержание эффективного функционирования каких – либо социальных объектов.
Прочее о социологии:
Социальное проектирование
Проектирование – одна из форм опережающего отражения действительности, создание прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов. Проектирование в конкретной форме выражает прогностичес ...
Место и роль службы по связям с общественностью в органах муниципальной
власти
Процесс демократизации российского общества детерминировал возникновение при органах государственного и муниципального управления служб по связям с общественностью, их превращение в действенный инструмент диалога общества и власти. В то ж ...
«Роль социальных служб в решении проблем молодежи». Социальные
службы в решении молодежных проблем
Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.
Социальная работа среди молодежи рассм ...